Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Светлоградский социально-реабилитационый - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Среда, 26.09.2018, 07:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

Краевой программы «Право быть равным» на 2015 – 2017 годы,

В ГКУСО «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках краевой программы «Право быть равным на 2015 - 2017 годы» приобретено оборудование для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в социальной помощи. Работа проводилась по трем основным направлениям:

1).«Организация и проведение реабилитационных мероприятий детей-инвалидов средствами арт-терапии», «Радуга цвета».

2). Реабилитация детей с речевыми нарушениями с применением метода логопедический массаж с использованием электромассажёра с насадками, «Мастерская речи»

3). Программа «Волшебный мир сенсорной комнаты» с использованием оборудования для сенсорной комнаты.

Реализация каждой технологии дала свои положительные результаты и позволяет говорить отом, что комплексное воздействие новых методик и программ в реабилитации детей-инвалидов, позволило улучшить психическое и эмоциональное состояние детей, посещающих отделение. Общий охват детей в 2017 году с использованием приобретенного оборудования в рамках целевых групп составил 100 детей.

 

1).«Организация и проведение реабилитационных мероприятий детей-инвалидов средствами арт-терапии», «Радуга цвета».

Задачи программы:

-развивать фантазию, воображение, самостоятельность,активность, инициативность

- мыслительную и речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие,

- умение сравнивать и анализировать,

- повысить личностную самооценку ребенка

- развитие мелкой моторики рук.

  • работы была определена целевая группа детей-инвалидов (30) с нарушениями эмоционально-волевой и социальной сфер и их родителей. Занятия проводились 2 раза в неделю в течение курса реабилитации,В работе с детьми использовалась техника«Эбру».

В реабилитационный процесс были включены дети в возрасте от 4 до 15 лет. На первом этапе работы дети испытывали серьезные эмоциональные проблемы, сложно шли на контакт, мотивация к выполнению заданий была низкая, у детей отсутствовал опыт предъявления себя в группе. По мере реализации программы участники стали проявлять активность, интерес к выполнению заданий и упражнений, отзывчивость по отношению к другим участникам группы. В ходе работы программы реализовывались потребности детей в творчестве, познании, самореализации, радости; обеспечивалось удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребёнка – быть здоровым, эмоционально благополучным; дети обучались адекватно ориентироваться в доступном им социальном окружении.У детей появилась уверенность в собственных силах, произошла гармонизация эмоциональной сферы личности, произошло сплочение участников группы, участники программы научились продуктивно общаться в коллективе, формировать доверительные отношения.

В результате реализации программы «Радуга цвета» улучшение наблюдалось у 17 несовершеннолетних, что составило- 57%, незначительные улучшения у 11человек-37%, без улучшения – 2 ребенка, что составило - 6%.

В результате внедрения технологий арт-терапии повысился охват обучающихся дополнительным образованием, снизился уровень тревожности и напряженности, улучшился эмоциональный фон детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пример: Женщина , воспитывающая ребенка-инвалида 8 лет, обратилась в ССРЦН отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья за помощью. Ребенок, Саша, с низким уровнем мотивационной сферы, тревожностью, заниженной самооценкой, испытывал трудности в социальной адаптации, не находил контакта со сверстниками. Ребенка ввели в состав арт –терапевтической группы «Радуга цвета». С несовершеннолетним было проведено 12 встреч, в ходе которых мальчик раскрылся, приобрел опыт работы в группе, овладел нетрадиционными техниками рисования. Положительный результат был отмечен учителями и родителями несовершеннолетнего.

2). реабилитации детей с речевыми нарушениями с применением метода логопедический массаж с использованием электромассажёра с насадками --«Мастерская речи»

Для логопедической коррекционной работы был приобретен «Кейс для логопеда», «Электромассажер», набор логопедических зондов для постановки звуков.

Для работы с данным оборудованием была определена целевая группа из 50 несовершеннолетних . Для выявления уровня речевого развития, состояния мелкой и артикуляционной моторики, с детьми была проведена диагностика, в результате которой были выявлено: у всех детей нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой лексики, аграмматизмыпри согласовании и в словообразовании. Речь детей часто непоследовательна, носит схематический характер, они с трудом могут пересказать текст. При пересказе наблюдаются пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа, ребенок не всегда может определить смысл рассказа. При построении предложений наблюдаются лексико-грамматические ошибки.Большинство детей не могут составить описательный рассказ и рассказ по серии сюжетных картин.

Показатели диагностики следующие:

- состояние моторики артикуляционного аппарата - 2 балла

- состояние мелкой моторики – 2, 5 балла

- состояние устной речи - 2,3 балла.

В результате диагностики был сделан вывод о необходимости работы с детьми, используя данное оборудование. В результате использования оборудования для коррекции устной речи «Кейс для логопеда», электромассажера и применением логопедических зондов для постановки звуков уменьшилось количество нарушенных звуков. Значительно легче были автоматизированы поставленные звуки. У детей увеличился активный словарь, состояние связной речи также значительно улучшилось.

В конце реабилитационного курса была проведена повторная диагностика, которая показала улучшение показателей состояния устной речи, состояния мелкой и артикуляционной моторики детей. У детей значительно улучщились показатели состояния артикуляционной и мелкой моторики.Средний показатель уровня развития устной речи в группе на конец курса составил – 2,9 балла (по 5-ти бальной шкале)

- значительное улучшение 15 детей – 30 %,

- незначительное улучшение – 24 ребенка – 48 %,

- на прежнем уровне11 детей – 22 %,

Плановые показатели по охвату целевых групп данным программным мероприятием (50 человек) достигнуты.

Наглядным примером использования реабилитационного оборудования является ребенок с ограниченными возможностями здоровья Анна Р. Девочка обратилась в Центр по поводу нарушения произношения, согласных звуков, недостаточно сформированной артикуляционной моторики, ограничений мелкой моторики. Для девочки был подобран индивидуальный комплекс артикуляционных гимнастик и упражнений на развитие правильного выдоха и вдоха, формирование правильного произношения, коррекцию слоговой структуры слова. Родителям девочки проведены консультации по развитию фонематического слуха и восприятия, по методам устранений речевых нарушений, слухового контроля, зрительного пространственного восприятия. В результате проведенной работы у ребенка значительно улучшилось состояние артикуляционной и мелкой моторики, речевой аппарат подготовлен для дальнейшей работы по коррекции нарушенного звукопроизношения.

3) программа «Волшебный мир сенсорной комнаты.

 

Цель программы – укрепить и сохранить психологическое здоровье детей-инвалидов средствами сенсорной комнаты.

Была определена целевая группа из 50 несовершеннолетних детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате аналитико-диагностической работы было выявлено, что у 80% детей группы отмечаются стойкие нарушения мелкой моторики, дети испытывают значительные затруднения в понимании предлагаемого учебного материала, долго запоминают последовательность действий при выполнении заданий. Таким образом, в работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования мелкой моторики необходимо использовать целенаправленную систему работы с учётом психофизиологических особенностей данной категории детей и предполагающую использование специальных приёмов и игровых методическихпособий.В коррекционной работе активно применялось приобретенное в рамках краевой программы «Право быть равным» оборудование: осьминог дидактический, декоративно-развивающая панель «Дерево», разноцветный кинетический песок, детский игровой терминал «Солнышко», куб для развития мелкой моторики, тактильная дорожка.

На начальном этапе показатели умений и навыков детей выглядели следующим образом:

- высокий уровень 6 детей – 12%,

- средний уровень – 16 детей – 32%,

- низкий уровень28 детей – 56%,

Применяя в работе перечисленные пособия, с детьми были закреплены знаний о природе и характерных признаках времени года, о животном и растительном мире. В ходе коррекционных занятий получили развитие связная речь, закреплены умения составлять небольшие предложения и рассказы, получили развитие психические процессы (мышление, воображение, память, внимание, восприятие) , развивались познавательные и творческие способности, совершенствовались лексико-грамматические категории языка.

В результате работы использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, необходимых в дальнейшей жизни ребенка.

В завершении программы была проведена итоговая диагностика. Благодаря реализации программы у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья показатели уровня развития умений и навыков улучшились:

- высокий уровень 8 детей – 16%

- средний уровень –30 детей – 60%

- низкий уровень12 детей – 24%

В результате проведения реабилитационных и абилитационныхмероприятий у 46 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями (92%) улучшилось эмоциональное состояние; у 37 детей (74%) повысилась познавательная активность, у 31 детей (62%) улучшилась мелкая моторика рук, незначительно повысились тактильные ощущения.

Плановые показатели по охвату целевых групп данным программным мероприятием (50 человек) достигнуты.

Зав. отделением

Е.А. Баранова

Играем - значит развиваемся.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Игра – это основной вид деятельности посредством, которого ребенок может получить развитие всех умений и навыков: бытовых, речевых коммуникативных. Развиваться через игру для ребенка любого возраста и состояния здоровья просто и привычно. Ведь умения и навыки приобретаются и закрепляются лучше тогда, когда ребенок чувствует себя свободным от наших поучений.

В ГКУСО «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках краевой программы «Право быть равным на 2015 – 2017 годы» приобретено оборудование для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в социальной помощи.

Отделение оснащено оборудованием для сенсорной комнаты: сенсорная тропа для ног, осьминог дидактический, куб для развития мелкой моторики, помогут детям развить тактильные ощущения, сформировать мелкие движения пальцев рук. Игровой терминал «Солнышко» включает в себя 12 игровых обучающих программ по развитию логического мышления, ознакомлению с окружающим миром, формированию математических представлений и другие. Применение оборудования поможет снизить уровень тревожности и напряженности, улучшить эмоциональный фон ребенка. Светодиодная панель для рисования способствует развитию фантазии, творчества. Многофункциональной является декоративно-развивающая панель "Дерево". Занятия с применением данной панели способствует эффективному формированию представлений о временах года; ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; ознакомление с цветом, формой, величиной; формирование элементарных математических представлений. Развивает мелкую моторику у детей. Вот такое у нас в центре чудо-дерево, применение которого помогает сократить сроки запоминания и делает занятие более эффективным.

Применение нетрадиционных методов и технологий создает благоприятный фон, для развития ребенка, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Одним из таких действенных методов является песочная терапия и студия аква-анимации, которые также были приобретены в рамках краевой программы «Право быть равным на 2015 – 2017 годы». В отделении создана творческая групп для детей-инвалидов и их родителей и разработана коррекционная программа по арт-терапии . Все занятия в группе проходят на «ура», трудно описать восторг ребенка , когда на обычной воде из под его неумелых ручек выходит шедевр. Родители не остаются в стороне и наравне с детьми воплощают на водной глади свои фантазии. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.Все эти умения и навыки пригодятся ребенку в повседневной жизни.

Для развития и коррекции речи в логопедический кабинет приобретен кейс для логопеда, электромассажер для логопедического массажа с комплектом логопедических зондов.

С использование приобретенного оборудования появились более широкие возможности для реализации внутреннего потенциала ребенка.

Зав. отделением

социальной реабилитации детей и подростков

с ограниченными возможностями здоровья

Баранова Е.А.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотренных на реализацию мероприятий краевой программы "Право быть равным".

     За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках краевой программы «Право быть равным на 2015 – 2017 годы» ГКУСО «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» приобрел оборудование для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в социальной помощи.

      Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения.Развитие мелкой моторики один из способов познания окружающего мира. Занятия по развитию мелкой моторики проводятся с применением оборудования для сенсорной комнаты, полученного в рамках программы «Право быть равнымна 2015 – 2017 годы»: осьминог дидактический, куб для развития мелкой моторики, фибероптическая тактильно - аккустическая панель, тактильная дорожка с наполнителем, детский игровой термина «Солнышко»,сенсорная тропа для ног, панель "Дерево".Использование реабилитационного оборудования способствует развитию тактильного и визуального восприятия, развивает мелкую моторику, навыки сравнения, цветовосприятие, развивает память, мышление, внимание, улучшает движения пальцев рук. Работа с применением данного оборудования способствует эффективному формированию представлений о временах года; ориентированию в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; ознакомлению с цветом, формой, величиной; формированию элементарных математических представлений. Развивает мелкую моторику рук у детей .

  

           В отделении разработана и активно применяется коррекционная программа «Радуга цвета» с использованием оборудования полученного в рамках программы «Право быть равным на 2015 – 2017 годы». Коррекционные занятия с использованием студии аква-анимации, стола для песочной терапии способствуют развитию фантазии, творчества.В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус.Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.Применение реабилитационного оборудования помогает снизить уровень тревожности и напряженности, улучшить эмоциональный фон. 

 

                  Для развития и коррекции речи в логопедический кабинет приобретен кейс для логопеда, электромассажер для логопедического массажа с комплектом логопедических зондов, в соответствии с полученным оборудованием разработана коррекционная программа «Мастерская речи».

Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях на занятиях применяются электромассажер для активизации речевых зон, логопедические зонды для постановки нарушенных звуков. Применение в работе полученного оборудования позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях реабилитационного центра, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Всего за период использования реабилитационного оборудования, полученного в рамках программы «Право быть равным на 2015 – 2017 годы»

Отделением социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья охвачено 47 несовершеннолетних, из них 40 – это дети –инвалиды.

Использование оборудования в ходе коррекционных занятий повысит качество оказываемых социальных услуг, появятся более широкие возможности для реализации внутреннего потенциала ребенка.

« Чудо-дерево»

       Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Они позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках краевой программы «Право быть равным на 2015 – 2017 годы» ГКУСО «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» приобрелдекоративно-развивающую панель "Дерево". Данная панель способствует эффективному формированию представлений о временах года; ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; ознакомление с цветом, формой, величиной; формирование элементарных математических представлений. Развивает мелкую моторику у детей. Вот такое у нас в центре чудо-дерево. Самое главное его чудо в том, что, как и в стихотворении Корнея Чуковского, на нем может вырасти все, что душе угодно!

Статью подготовила

педагог-психолог

« Светлоградского реабилитационного

центра для несовершеннолетних»

Свириденко Г. Н.