Инновационные технологии в педагогическом процессе. «Метод проекта».
В рамках программы «Развитие через познание» при работе с детьми на групповых занятиях применяется метод проекта. Это инновационная технология, предполагающая теоретически-практическую деятельность школьников. Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешного развития детей.
«Метод проекта».
«Метод проекта» – это инновационная педагогическая технология и один из методов интегрированного обучения школьников. Данный метод очень продуктивен, оригинален и необходим для развития у детей познавательной активности, расширения и обогащения кругозора в ходе познания окружающей действительности.
Цель: Развивать познавательный интерес и пробуждать стремление к познанию окружающего мира;
содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования;
развивать умение применять полученные знания на практике.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В переводе с греческого «проект» – это путь исследования. «Метод проекта» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Данный метод предполагает строить работу с детьми на основе целесообразной деятельности самого ребёнка, считаясь с его личным интересом. Проектный метод преподносится воспитанникам как комплексный, реализующий самостоятельность, сотрудничество детей и педагога, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ «МЕТОДА ПРОЕКТА»:
- высокая активность воспитанников,
- интенсивная самостоятельная познавательная деятельность школьников,
- увеличение глубины и объёма полученных знаний, приобретённых умений.
Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно – значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребёнком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.
Таким образом, сущность «Метода проекта» заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МЕТОДА ПРОЕКТА» В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Данный метод применяется на групповых занятиях, направленных на развитие познавательной активности.
СТРУКТУРА ПРИМЕНЕНИЯ «МЕТОДА ПРОЕКТА»:
Фронтальный опрос детей по данной теме. (производится с целью выявления запаса имеющихся у воспитанников знаний по данной теме);
Работа над темой (расширение знаний детей путём получения дополнительной информации, предоставляемой педагогом по данной теме);
Дополнительные сведения детей по данной теме (предполагает применение воспитанниками во время занятия знаний, полученных при изучении предметов школьного курса по данной теме или заранее подготовленный с педагогом материал, включая интернет-доклады);
Закрепление полученных знаний путём фронтального опроса (производится с целью выявления у воспитанников запаса полученных в ходе занятия знаний по данной теме);
Использование полученных знаний в учебном процессе.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО ПРИМЕНЕНИЯЮ «МЕТОДА ПРОЕКТА»:
Участие воспитанников в проекте позволяет максимально обогатить их знания и представления об окружающей действительности, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая педагогом, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.
Соц. педагог Ротина О.И.
|